Прописку отменили, а контроль за передвижениями граждан — нет

Согласно конституции РФ и принятому в 1993 г. постановлению, каждый человек, проживающий на территории России, имеет право свободно менять свое место жительства. При этом не возникает нужды на каждом этапе миграции сниматься с регистрационного учета по месту жительства (или как по старинке говорят, места постоянной прописки), чтобы прописаться на вновь избранном. Все помнят, как сложно было с пропиской, особенно в столичном мегаполисе: требовалось не только согласие владельца квартиры, но и разрешение муниципальных властей и соблюдении нормы жилой площади на одного человека. Теперь правила регистрации существенно упростились: для прописки достаточно оформить договор аренды, если речь не о проживании у родственников, и уведомить уполномоченные регистрационные органы о своем фактическом адресе. Получается, что у человека официально может быть два адреса — один постоянный, а другой временный. В статье разберем:

  • чем отличается постоянная прописка от временной;
  • что значит фактический адрес проживания;
  • какой нужно указывать адрес регистрации в паспорте.

Адрес регистрации в паспорте — постоянный или временный?

Что такое адрес фактического проживания

Адрес фактического проживания связан с постоянным местом жительства (тем, что обозначают известной аббревиатурой ПМЖ). Именно его и указывают в паспорте.

  • Дети автоматически прописываются на месте проживания своих родителей (или опекунов).
  • Любая регистрация (постоянная или временная) не наделяет прописанного правом собственности.

На фоне непрерывной миграции стирается грань между постоянным и временным адресом.

Отличия фактического адреса от временной прописки

Фактический адрес проживания имеет ряд существенных отличий от временной прописки:

ПМЖ — это как правило место, в котором у человека есть постоянное жилье, дом, квартира, комната. При этом не обязательно являться собственником недвижимости: достаточно обладать правами постоянного пользователя помещения или члена семьи.

  • На ПМЖ люди находятся длительный период, иногда всю жизнь, если тем более домоседы и не привыкли к смене адресов. Часто ПМЖ совпадает с местом рождения, либо тем, который связан с новым жизненным этапом (учебой, работой, браком и т. д.).
  • Адрес регистрации по месту жительства обязательно проставляется в паспорте.
  • Проходить периодическую перерегистрацию не нужно: обращаться в паспортный стол или подразделения ФМС в органах УВД нужно всего дважды — для постановки на учет и снятия с учета.

Особенности временной регистрации

  • При временном пребывании мигранты прибегает к одному из следующих вариантов:
    • снимают квартиру (комнату) по договора найма;
    • обустраиваются в общежитии или служебной квартире;
    • снимают номер в гостинице;
    • проживают у родственников или у знакомых.
  • Гражданина прописывают на определенный срок, максимум 5 лет (до 1998 г. этот период составлял всего полгода), после истечения которого нужно вновь подавать документы на перерегистрацию.
  • В паспорте никаких отметок о временной прописке не делают и штампы не проставляют, но выдают свидетельство, подтверждающее регистрацию.
  • Временная регистрация облегчает возможности граждан реализовать все необходимые права:
    • обслуживание по медицинскому полису;
    • обучение, в том числе и детское;
    • участие в выборах;
    • получение пособий, пенсий и сертификатов.

Облегчает, но не наделяет этими правами, так как по Конституции право на это имеют все граждане России, независимо от того, есть ли у них или нет постоянная или временная регистрация.

Имеются и некоторые нюансы:

  • Для получения пособий, пенсий и пр. на новом месте необходимо написать заявление в территориальные органы ПФ РФ.
  • Рассчитывать на получение сертификата «материнский капитал» и другие программы господдержки могут только граждане России.
  • Временная регистрация может стать препятствием в получении кредитов.

Как зарегистрировать ребенка по месту пребывания, читайте здесь.

Зачем нужна постоянная регистрация

Итак, выяснили, что адрес постоянной регистрации должен быть указан в паспорте. Но зачем это необходимо, если по Конституции прописка вообще не нужна? Выходит, что обязательство регистрироваться антиконституционное?

Эту повинность объясняют необходимостью участия каждого гражданина в статистическом учете, без которого немыслимо планирование федеральных и местных бюджетов, развитие сферы здравоохранения, образования, социальных услуг и др. Адрес регистрации по месту жительства каждого индивидуума позволяет посчитать всех, учитывать вновь приезжающих и уезжающих (для этого выдаются адресные или статистические листки убытия).

Если еще можно согласиться с ролью статистики при фиксации прироста и убытия населения, то перемещения граждан и смену ими адресов в 21 веке можно делать гораздо более современными методами, а не архаичными древними штампами в паспортах.

Временная регистрация ущемляет права мигрантов

Еще более нарушает права временная регистрация. Можно сослаться на ее «добровольный уведомительный характер», но на самом деле добровольностью и не пахнет, и понятие «нелегальная миграция» никуда не исчезло.

Хотите, не регистрируйтесь, но через три месяца отсутствия прописки придется, согласно ст. 19.15 КоАП, заплатить штраф от 2 до 3 тыс. руб. (а в Москве — до 5 тыс.).

После уведомления миграционных органов необходимо прийти в местный территориальный орган за свидетельством вместе с хозяином съемного жилья (если регистрант снимает квартиру по найму). Ранее разрешалось проводить регистрацию без присутствия владельца, однако последовала негативная реакция собственников, которые утверждали, что их согласие не было получено.

Объяснение необходимости регистрировать мигрантов:

  • ухудшение криминальной обстановки;
  • проблемы нелегального трудоустройства (сокрытия доходов, неуплата налогов);
  • угроза терроризма;
  • планирование экономики, бюджета, продовольственного снабжения, работы транспорта и т. д. и т. п.

Современная тенденция (не только в РФ, но и в мире) такова: на мигрантов, хотя и повально пользуются их дешевым трудом, особенно в Москве, смотрят как на потенциально опасных людей третьего сорта, не доверяют им. На этом фоне регистрация пребывания выглядит способом жесткого контроля со стороны государства и откровенным ущемлением прав человека. Получение информации и статистика выступают в роли приличного «фигового листка».

Как проставить адрес регистрации по месту жительства

Менять адрес фактического проживания нужно только в том случае, если решили зарегистрироваться постоянно на новом месте. В противном случае необходима временная регистрация на месте пребывания. Постоянная прописка остается прежней.

Схема получения постоянной прописки

  • Вначале необходимо сняться со старого регистрационного учета по ПМЖ. (О том, как это сделать, смотрите в этой статье).
  • Подать заявление можно непосредственно в миграционном отделе УВД, в МФЦ или на сайте госуслуги.
  • К заявлению прилагаются:
    • паспорт;
    • свидетельства о рождении детей;
    • документы, подтверждающие право на проживание (арендный договор, договор безвозмездного пользования и пр.);
    • листок убытия с прежнего адреса;
    • статистический листок убытия (для иностранных граждан, прибывающих на ПМЖ).
  • Если заявление подается на сайте, то в него вписываются сведения о данных документах.
  • После обработки информации в течении от 3 до 7 дней гражданину придет уведомление о необходимости прийти в местное УФМС с оригиналами вышеперечисленных документов. (Есть возможность отправить заранее пакет с документацией по почте).
  • Штамп с адресом места жительства будет проставлен на одной из страниц паспорта (от 5-й до 12-й).

Бесплатна ли прописка в 2019 г.

Для граждан РФ платить госпошлину как за регистрацию на ПМЖ, так и временного пребывания не нужно. Иностранные граждане обязаны уплатить пошлину в размере 350 руб. (еще один факт ущемления прав). Вроде бы малая сумма, но к ней могут добавиться дополнительные расходы, в частности, перевод документов и печатей.

Заключение: Прописка умерла, да здравствует прописка!

Прописка, официально отмененная, на практике продолжает существовать и иметь большое значение, хотя это и противоречит Конституции.

Постановление № 4-П гласит, что наличие факта прописки или его отсутствие не дает дополнительных прав и не отнимает их. Однако без нее до сих пор нелегко устроиться на работу, определить ребенка в школу, взять кредит, получить максимум социальных льгот.

Хочется верить, что придет когда-то время, когда адрес регистрации в паспорте или регистрационное удостоверение станут не нужны. Правда, если их заменят чиповкой граждан, то это только послужит укреплению тотального контроля за людьми в мире.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт о жилищном и гражданском законодательстве
Логотип
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: