Поставка коммунальных услуг потребителям, собственникам домовладений, жилых и нежилых помещений осуществляется в соответствии с постановлением правительства РФ № 354, утвердившего правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Постановление № 354 было принято еще в 2011 г. (в 2019 г. с 12 января вступили в силу новые дополнения). Оно касается всех сторон коммунальной сферы:
- прав и обязанностей потребителя и исполнителя (под исполнителем подразумевается организация, предоставляющая коммунальные услуги);
- порядка начислений коммунальных услуг (КУ) и их оплаты;
- перерасчета при неверных начислениях, с учетом перерывов в поставке или предоставлении КУ низкого качества;
- особенностей холодного водоснабжения, централизованного газоснабжения;
- правил поставки газа в баллонах и твердого топлива;
- требований к качеству горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отопления, электро- и газоснабжения, вывоза твердых отходов (это перечень услуг, оказываемых в обязательном порядке);
- расчета коммунальных платежей по всем видам услуг для различных типов помещений (жилых домов, квартиры МКД, коммунальной квартиры, комнаты, нежилых помещений).
Ознакомиться с полным содержанием постановления можно здесь.
- Постановление правительства РФ № 354 о коммунальных услугах: обзор
- Условия предоставления коммунальных услуг
- Как составляется договор о поставке услуг
- Особенности ДКПУ для частных домовладельцев
- Обязанности и права исполнителя (поставщика услуг)
- Права и обязанности потребителя
- Важные приложения постановления № 354
- В чем практическая польза постановления № 354
Постановление правительства РФ № 354 о коммунальных услугах: обзор
Постановление содержит следующие правила о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам:
Условия предоставления коммунальных услуг
Коммунальные услуги начинают предоставляться с момента возникновения прав на помещение:
- регистрация права собственности, предоставление квартиры в ЖСК, заключение договора аренды или социального найма;
- разрешение застройщику на введение МКД в эксплуатацию (если ЖП никому не передано);
- разрешение на ввод в эксплуатацию + передаточный акт ЖП собственнику (для переданных помещений).
Все коммунальные услуги должны оказываться в соответствии с составленным и подписанным договором между потребителем и исполнителем (или поставщиком ресурсов).
- Условия предоставления КУ должны быть указаны в договорах аренды, найма и безвозмездного пользования, которые заключаются между исполнителями и арендодателями (наймодателями).
- Условия и порядок предоставления КУ зависят от способа управления МКД.
- В роли исполнителей могут выступать управляющие организации (УО), жилищные кооперативы (ЖК), ЖСК и ТСЖ, с которыми подписывают договоры собственники помещений в МКД.
- Отказать в поставке определенной услуги, например, в горячем водоснабжении, управляющая организация или кооператив не может, если техническое оборудование МКД предусматривает такую возможность.
- При отсутствии договора о предоставлении коммунальных услуг в нежилое помещение, потребленные услуги необходимого перечня могут рассчитываться по правилам законодательства РФ, предусмотренных для самовольного (бездоговорного) потребления.
Читайте полное содержание раздела об условиях предоставления КУ.
Как составляется договор о поставке услуг
Договор о предоставлении коммунальных услуг (ДПКУ) включает:
- сведения о поставщике КУ (наименование, адрес, банковские реквизиты);
- данные о потребителе (ФИО физлица, наименование юридического лица);
- наименование КУ;
- объем и качество предоставляемой услуги;
- наличие (отсутствие) приборов учета (индивидуальных и общедомовых), их тип, дата установки и последней пломбировки;
- права и обязанности сторон договора;
- социальные льготы;
- условия расторжения и срок действия договора;
- дату и место заключения ДПКУ.
Особенности ДКПУ для частных домовладельцев
ДКПУ между потребителем в индивидуальном жилом доме и исполнителем (поставщиком коммунальных услуг) должен содержать:
- сведения об акте, определяющим границы между внутридомовыми и централизованными инженерными коммуникациями;
- при отсутствии счетчиков потребления коммунальных ресурсов должны быть указаны:
- площадь земельного участка (ЗУ);
- виды, количество и назначение всех дворовых строений;
- виды и поголовье домашних животных и птиц;
- объем использования воды для полива ЗУ;
- мощность имеющегося оборудования (насосы, бензопилы и т.д.).
Подробности о ДКПУ в третьем разделе Постановления № 354.
Обязанности и права исполнителя (поставщика услуг)
Исполнитель обязан:
- оказывать КУ в необходимом объеме и качестве;
- заключать договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (касается УО, ЖСК, ЖК, ТСЖ);
- снимать показания с общедомовых и индивидуальных счетчиков, проверять их работу, менять и пломбировать;
- производить расчеты платы за отопление по общедомовому счетчику (пп. “ж” п. 31 раздела 4 Постановления № 354);
- объявлять о дате проверки или замены счетчиков;
- реагировать на жалобы и т.д.
Исполнитель вправе:
- требовать с потребителя своевременной оплаты;
- производить проверку технического оборудования жилых помещений, но не чаще одного раза в три месяца;
- проверять количество проживающих в помещении;
- предупреждать жильцов о наличии задолженностей по коммунальной плате и неустойкам;
- приостанавливать подачу КУ при возникновении задолженности или технической надобности (текущий ремонт, ликвидация аварийной ситуации и т.д.).
Права и обязанности потребителя
Потребитель коммунальных услуг имеет право:
- получать качественные услуги в объеме, указанном в договоре;
- требовать справедливого пересчета КУ по фактическому потреблению;
- добиваться перерасчета потребленной электроэнергии по социальной норме потребления (пп. “д” п. 33 раздела 5 Постановления правительства);
- требовать установки или замены общедомовых и индивидуальных счетчиков и др.
Потребитель обязан:
- своевременно сообщать обо всех аварийных ситуациях с оборудованием дома или квартиры, пожарах, задымлениях и пр. в соответствующие аварийно-диспетчерские службы;
- обеспечить доступ в помещение работников для проверки работы оборудования, снятия показаний счетчика и т.д.;
- следить за исправной работой счетчиков (не срывать пломбы, сообщать о поломке);
- соблюдать правильный режим электропотребления, не используя приборы с недопустимо высокой мощностью.
Важные приложения постановления № 354
В приложениях 1 и 2 постановления правительства содержатся требования к качеству КУ и расчеты коммунальных платежей.
Приложение 1 позволяет определить:
- существующие нормативы требований (бесперебойность, давление, температура воды и пр.);
- допустимые отклонения от нормы;
- перерасчет тарифа за каждый час отклонения сверх нормы.
Приложение 2 содержит точные формулы расчета платы за коммунальные услуги необходимого перечня (а в МКД еще и на общедомовые нужды):
- в помещениях разного типа;
- оборудованных или необорудованных общедомовыми и индивидуальными счетчиками;
- разной системой горячего водо- и теплоснабжения;
- по одно- или двухкомпонентному тарифу.
Так, чтобы произвести расчеты платежей в МКД за горячее и холодное водоснабжение по однокомпонентному тарифу, отопление, газоснабжение, общедомовые нужды, нужно воспользоваться главой 1 приложения 2.
Расчет платы за горячее водоснабжение в МКД по двухкомпонентному тарифу приведен в главе 7.
Расчет горячего водоснабжения и отопления в МКД с автономной системой теплоснабжения и подачи горячей воды производится по ф-лам, приведенным в главе 4.
В чем практическая польза постановления № 354
- Правила предоставления коммунальных услуг, принятые постановлением правительства РФ № 354 знакомят с условиями подключения услуг и заключения договоров, правами и обязанностей потребителей и поставщиков КУ.
- Они имеют практическую пользу, так как позволяют каждому потребителю проверить качество поставляемых ресурсов и правильность начисленных платежей с использованием таблиц и формул.
В то же время постановление 354 привело к негативной реакции у части населения, не согласной с изменениями расчета платежей за горячую воду (введением двухкомпонентного тарифа), появлением услуги на общедомовые расходы и т.д. Люди считают тарифы необоснованно завышенными и жалуются на то, что они стали платить больше. Но возможно, вначале стоит все же разобраться с самим документом и принципами расчетов по новой схеме.