Земли сельхозугодий, не выведенные из оборота, могут предоставляться не только в частную, но и в общую долевую собственность. Правила предоставления таких земельных участков, владения, определения долей общей собственности (ОС), проведения сделок, изъятия регулируются Федеральным Законом № 101-ФЗ Об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрим ключевые положения данного закона.
- Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: обзор ФЗ № 101
- К каким наделам применяется ФЗ № 101
- Пять главных принципов оборота земель с/х назначения
- Участники правовых отношений
- Размер и положение участков
- Принуждение к отчуждению земельного участка или доли
- Правила изъятия земельных участков с/х земель
- Оборот земель сельскохозяйственного назначения: особенности сделок
- Купля-продажа ЗУ земель сельхозназначения
- Аренда ЗУ земель сельхозназначения
- Передача в собственность государственных и муниципальных земель
- Наследование земельных участков
Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения: обзор ФЗ № 101
ФЗ № 101 не относится к земельным участкам (ЗУ) с/х назначения, предоставляемым для ведения садоводства, огородничества, ЛПХ, гаражного кооперативного (и индивидуального) строительства, а также занятыми объектами недвижимости (Оборот данных участков регулируется Земельным Кодексом).
К каким наделам применяется ФЗ № 101
Область применения закона – свободные незастроенные сельхозугодья, выделяемые отдельным гражданам и юрлицам, сельскохозяйственным предприятиям и организациям, публично-правовым образованиям, а также крестьянским фермерским хозяйствам (КФХ) для совместного владения на принципах общей долевой собственности.
- Уставный капитал таких хозяйств образуется из паевых взносов участников. Поэтому ФЗ № 101 известен также под названием “закон о земельных паях”.
- Распоряжаться своей долей земельные пайщики могут как угодно:
- например, они могут выделить из нее отдельный земельный участок для ведения ЛПХ или ФКХ;
- сдать в аренду (или субаренду);
- продать (при наличии прав собственности).
- Правовая база регулирования оборота земельных участков и долей ОС, входящих в состав сельхозугодий:
- Конституция РФ;
- ЗК РФ;
- ФЗ № 101;
- ГК РФ;
- др. законы.
Пять главных принципов оборота земель с/х назначения
- ЗУ можно использовать только в предназначенных целях.
- Ограничивается максимальный размер общей площади земельных наделов в пределах одного муниципального района, который может быть в собственности одного физического или юридического лица.
- Приоритет в покупке ЗУ у государства РФ, кроме участков, выставленных на публичных торгах.
- Приоритетное право покупки отчуждаемой доли ЗУ, принадлежащего с/х организации или члену КФХ, принадлежит участнику общей долевой собственности.
- ЗУ из земель сельхозназначения могут также предоставляться иностранцам (физическим и юридическим лицам) и лицам без гражданства, но при условии, что доля их земельного пая в общем капитале будет больше 50% (пп. 5 п.3 ст. 1 ФЗ). При этом данные участники приобретают только права аренды, но не права собственности (ст. 3).
Приватизация наделов происходит в соответствии с Земельным Кодексом и другими фед. законами. Приватизировать нельзя угодья Крайнего Севера, занятые пастбищами.
Подробнее об области применения ЗУ из земель сельхозугодий и принципах их оборота – в ст. 1 ФЗ № 101.
Участники правовых отношений
Участниками паевых земельных сообществ могут быть:
- государство РФ;
- субъект РФ;
- МО (муницип. образования);
- физические и юридические лица (резиденты РФ);
- иностранные гр-не и юрлица, лица без гр-ва (при условии соблюдения условия в пп. 5 п.3 ст. 1).
Размер и положение участков
- Минимальный размер ЗУ устанавливается законами субъектов.
- Надел не может находиться в составе искусственно орошаемых земель и обладать размером меньше минимального, за исключением следующих случаев:
- он выделен из доли в праве ОС для ведения ЛПХ или ФКХ, в частности, для садоводства, пчеловодства, выращивания овощей, винограда, цветов, разведения рыбы, иных видов с/х деятельности, допускающих применение ЗУ меньше минимального р-ра;
- участок образуется в целях будущего изъятия в муниципальную либо государственную собств-сть с изменением своего целевого назначения в рамках перепланировки земельной территории.
- Максимальный размер ЗУ, находящийся в собственности одного физического или юридического лица, может быть не более*10% от общей площади всех с/х земель муниципального р-на, в котором находится участок (п. 2 ст. 4 ФЗ № 101).
Примечание*: В ФЗ № 101 написано “не менее 10 %” (???). Очевидно, что это ошибка, почему-то до сих пор не устраненная: максимальный размер не может быть по логике “не менее”, а может быть только “не более”.
Принуждение к отчуждению земельного участка или доли
Собственник должен отказаться от своего права собств-сти и провести отчуждение ЗУ либо принадлежащей доли в случаях:
- если он является иностранцем или лицом без гражданства, на основании ст. 3 ФЗ;
- если максимальный размер участка больше допустимого.
Отчуждение должно быть произведено в течение одного года:
- с момента принятия ФЗ № 101 (если участок либо его доля стали собств-стью еще до принятия закона);
- с момента приобретения прав собственности (для ЗУ, купленных после принятия ФЗ).
При отчуждении ЗУ в пользу субъекта или МО бывший собственник получает приоритетное право на заключение арендного договора на отчужденный им надел
Если собственник не избавится от земельного участка (доли) в надлежащий срок, территориальный орган ЕГРН в течение 10 дней должен известить об этом гос. органы субъекта. А те на протяжение месяца обращаются в суд для отчуждения участка насильственным способом через публичные торги.
Если покупатель не находится, то ЗУ (или долю) должны по рыночной цене приобрести либо субъект РФ, либо МО (ст. 5 ФЗ).
Правила изъятия земельных участков с/х земель
Оборот земель сельскохозяйственного назначения подразумевает передачу участка:
- в собственность;
- аренду;
- постоянное пользование;
- безвозмездное срочное пользование;
- пожизненное наследуемое владение.
Однако все эти виды использования могут быть прекращены.
Земельный участок может быть изъят у собственников (арендаторов, владельцев и пользователей) государственными органами органами в случаях:
- Нанесения ущерба ЗУ и экологии:
- под ущербом понимается неправильная эксплуатация земли, приведшая к снижению плодородия, критерии которого установлены правительством РФ;
- масштабы нанесения ущерба окружающей среды определяются в соответствии с постановлением № 7 – ФЗ “Об охране окр. среды”.
- Использование ЗУ не по целевому назначению, то есть не для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в течение 3 и более лет (в этот срок не включается время, когда надел не мог использоваться из-за аварийной ситуации, стихийного бедствия, наложения публичного сервитута и т.д.).
Эти два правила распространяются только на участки, не являющиеся ипотечным залогом или предметом судебного разбирательства по делу о банкротстве.
Контроль за использованием земельным участков производят органы госнадзора. Процедура изъятия сложная:
- При выявленных нарушениях на нарушителя вначале заводят административное дело, а если он не устранит их, то органы надзора направляют материалы в исп. органы субъекта РФ и извещают об этом ЕГРН (с этого момента все операции, связанные с переходом прав на ЗУ будут до решения суда прекращены).
- Далее органы исп. власти в течение двух месяцев подают в суд иск об изъятии ЗУ. При положительном решении суда в течение полугода проводятся кадастровые работы в отношении изъятого участка (при необходимости меняется тип использования), производится оценка ЗУ и организуются публичные торги.
- В торгах не могут принять участие взаимозависимые лица (юрлица, учредителями или членами которых является собственник изъятого участка, члены его семьи, родственники, должностные лица, которые могли бы повлиять на результаты торгов).
- Начальная цена ЗУ на публичных торгах равна его кадастровой стоимости. Если участок в плохом состоянии, цену могут снизить на 20%.
- Если торги не состоялись, через два месяца проводят повторные: стартовая цена устанавливается ниже на 20%, чем цена первичных торгов.
- При неудавшихся повторных торгах участок продают путем публичной оферты. Продажная цена при этом должна быть не ниже половины стоимости того же объекта, выставленного на повторные торги.
- Средства от продажи земельного участка отдаются бывшему собственнику, за вычетом расходов на кадастровые и оценочные работы и проведение торгов.
- Новый собственник должен начать использовать участок по назначению не позднее, чем через год. В противном случае на него также может быть заведено административное дело, и процедура изъятия при невыполнении требований повторится.
Все земельные участки с установленным нецелевым использование находятся под особым контролем: регистрирующие исполнительные органы (ЕГРН) обязаны направлять сведения о регистрации всех сделок в контролирующие надзорные органы.
Подробнее об изъятии читайте в ст. 6 ФЗ № 101.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения: особенности сделок
Глава вторая ФЗ № 101 регламентирует следующие виды сделок с ЗУ земель с/х назначения:
- купля-продажа;
- аренда;
- предоставление в собств-сть/аренду ЗУ, принадлежащих государственным и муниципальным фондам;
- наследование.
Купля-продажа ЗУ земель сельхозназначения
Основным (приоритетным) покупателем сельскохозяйственных земель являются субъекты РФ и муниципальные образования. Исключение составляют участки, выставленные на торгах и изъятые для государственных нужд.
- Если продавец игнорирует преимущественное право и продаст участок другому лицу, такая сделка будет признана ничтожна (п. 4 ст. 8 ФЗ № 101).
- Продавец обязан послать извещение о своем намерении продать ЗУ в исполнительный орган субъекта РФ или МО. В извещение должны быть указаны все сведения об участке, его цене, сроке расчета.
- При отказе субъекта РФ или МО приобрести данный участок, продавец имеет право продать другому лицу по цене, не ниже заявленной в извещении.
Аренда ЗУ земель сельхозназначения
- В аренду могут передаваться только участки (в т.ч. и принадлежащие пайщикам), прошедшие кадастровый учет (п. 1 ст. 8 Федерального Закона).
- Арендный договор или соглашение на наложение частного сервитута может быть подписан уполномоченным представителем дольщиков, избранным на общем собрании участников земельного пая.
- Договор устанавливается на срок от 3 до 49 лет, за исключением участков под сенокос или выпас скота, на которых срок аренды – до 3 лет.
- По окончанию срока аренды участок может быть продан арендатору.
- При продлении арендного соглашения приоритет у арендатора, если он не нарушал условий договора.
- Площадь арендуемой земли не ограничивается.
- Права по аренде отдельного пайщика могут быть предметом залога без согласия остальных участников долевой собственности.
Передача в собственность государственных и муниципальных земель
Государственные и муниципальные земельные участки могут быть переданы в собственность добросовестным гражданам и юрлицам по окончанию срока аренды, если они использовали их по назначению и не нанесли ущерба земле.
Передача земли сельхозназначения в собственность невозможна:
- религиозным организациям;
- научным учреждениям;
- малочисленным коренным народам;
- казачьим общинам;
- образовательным с/х учреждениям;
- под пастбища и сенокосы (п. 5 ст. 10 ФЗ).
Земли с/х назначения могут передаваться в возмездное и безвозмездное пользование.
Неиспользуемые государственные и муниципальные земельные наделы, с момента регистрации которых прошло не более полугода, могут быть переданы субъектами РФ или МО сельскохозяйственным и фермерским хозяйствам по цене не более 15 % от их кадастровой стоимости. Основанием являются заявления данных организаций в органы власти с просьбой предоставить эти участки в аренду или пользование.
Наследование земельных участков
Наследование ЗУ из земель сельхозназначения не является приоритетным правом. Унаследовать надел можно, но сохранить право собственности будет невозможно, если:
- наследник – иностранный гражданин или лицо без гражданства;
- максимальный размер участка больше допустимого.
В этих случаях наследник будет обязан произвести отчуждение земельного участка в соответствии с требованиями ст. 5 ФЗ № 101.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения, регламентируемый данным законом, отличается от сделок с земельными участками, предоставляемым гражданам под садоводство, огородничество и ведение личного хозяйства. Хотя и в том, и в другом случае используется одинаковая категория земель.
Читать полное содержание Федерального Закона № 101 – ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения.