Если правы, то не бойтесь – жалуйтесь на налоговую

Во взаимоотношениях между налогоплательщиком и инспекцией федеральной налоговой службы не всегда все складывается гладко. ФНС, осуществляя мониторинг, начинает делать замечания, проводить разъяснения и расследования, предъявлять требования и назначать штрафные санкции. Что делать, если налогоплательщик считает, что налоговики не правы, а их требования и санкции необоснованны? В первую очередь необходимо попытаться объясниться с самими инспекторами, так как вполне возможно, что что-то не так понято. Если полученные разъяснения не удовлетворят, лицо может обратиться с жалобой на работников ФНС. Куда пожаловаться на налоговую инспекцию физическому лицу?

Жалоба на налоговую инспекцию: куда и на что можно пожаловаться

В первую очередь жалоба на ИНФС подаётся в вышестоящий орган внутри самой налоговой ведомственной структуры, в которой находится объект претензии, например, управление ФНС (УФНС) по субъектам РФ или регионам.

Правило касается любых жалоб, подаваемых на должностных и представительных лиц. То есть пожаловаться в налоговую можно…в саму же налоговую, но только в тот орган, где сидят начальники, отдающие распоряжение инспекторам местных территориальных инспекций. Если претензия будет подана сразу наверх, минуя предшествующие ступени, её автоматом перешлют в самое нижнее звено с просьбой “разобраться”. При получении же жалобы, прошедшей все предыдущие инстанции, вышестоящие органы будут вынуждены начать своё расследование.

Чтобы понять, куда именно нужно подать жалобу, рассмотрим структуру ФНС.

Структура ФНС

В структуру ФНС входят:

  • территориальные инспекции (эта самая низшая ступень, куда входят городские и районные инспекции);
  • управления (УФНС) по субъектам РФ (всего их 85);
  • межрегиональные инспекции:
    • по федеральным округам – 8 инспекций;
    • крупнейшим налогоплательщикам, к которым относятся энергетические, нефте-, газодобывающие и другие предприятия – всего 10;
    • по ЦОД (центральной обработке данных).

А уже после этого можно подать жалобу на самый верх лестницы, то есть в начало начал – ФНС РФ. И наконец, если налоговики отказываются быть самокритичны к самим себе, отвечают необоснованным отказом, либо игнорируют обращение физлиц и организаций, можно подать жалобу в следующие органы:

  • Министерство финансов РФ;
  • федеральные органы исполнительной власти;
  • в прокуратуру.

Подытожим сказанное:

Куда пожаловаться на налоговую инспекцию физическому лицу?

Пожаловаться налогоплательщик может в следующие инстанции

  • ИФНС (местная территориальная инспекция: жалоба выглядит как просьба разъяснить ситуацию, либо, например, как ходатайство о снижении штрафа);
  • УФМС или межрегиональную инспекцию (жалоба на работников территориальной ИНФС);
  • государственные исполнительные органы по надзору над налогами;
  • прокуратуру (иск с жалобой на бездействие или неправомерное действие работников налоговой службы территориального или межрегионального органа либо управления);
  • Министерство финансов РФ.

Мотивы для привлечения налогоплательщика к ответственности

Самые частые ситуации, когда налоговики могут предъявить требования физическому лицу – это:

  • нарушение сроков уплаты налога;
  • подача декларации позже крайней установленной даты;
  • наличие незадекларированных доходов;
  • неправильное заполнение формы НДФЛ-3;
  • неверное определение налоговой базы и вычетов.

“Грехи” организаций, которые могут стать поводом к санкциям со стороны ФНС:

  • неправильный юридический адрес;
  • преднамеренное занижение налоговой базы и дохода;
  • некорректные бухгалтерские отчеты;
  • двойная бухгалтерия (например, при использовании “серых” зарплат”);
  • использование всевозможных схем для сокрытия доходов, в т. ч. и при помощи офшоров и т.д.

Мотивы для жалобы налогоплательщика

Налогоплательщики предъявляют обычно претензии такого рода:

  • на неправомерное привлечение лица к ответственности: например, причиной несвоевременной подачи декларации явилось чрезвычайная ситуация, к которой относятся не только стихийные бедствия, форс-мажор, но и болезни (этот случай был рассмотрен в статье о Ходатайстве в ФНС);
  • лицо было привлечено по истечению срока давности, установленного для налоговых правонарушений длительностью три года;
  • бездействие налоговиков;
  • на некомпетентность инспектора: расследование проведено с нарушением закона, например, налоговик вместо сбора доказательств вины налогоплательщика, требовал, чтобы он доказал свою невиновность сам;
  • решение о применении санкций было принято при недостаточности доказательств и наличии сомнений;
  • сумма налога была рассчитана работником неправильно и т.д.

Как подать жалобу на налоговую

Срок подачи обычной жалобы в вышестоящие инстанции – один год (ст. 139 НК РФ). Срок подачи федеральные органы надзора – три месяца. Если жалоба была не подана вовремя по уважительной причине, можно продлить ее срок, подав в налоговую ходатайство.

  • Жалоба должна быть составлена по форме, указанной в ст. 139.2 НК РФ.
  • К жалобе должны быть приложены доказательные документы: бухгалтерские ведомости, сведения о перерегистрации юридического лица по новому адресу, задокументированные факты чрезвычайных ситуаций, копия больничного листа и т.д.
  • Жалоба в налоговую инспекцию должна быть рассмотрена в течение одного месяца: если никакой реакции за это время из органа, куда была подана претензия, не последовало, можно подавать ещё одну претензию на бездействие работников ФНС.
  • После ознакомления с претензией налоговые органы могут принять следующие меры:
    • провести ещё одну проверку;
    • предложить свой компромиссный вариант, исправляющий ситуацию;
    • отменить свои ранее принятые решения либо оставить их в силе.

Но просто проигнорировать обращение налогоплательщика в инспекции не имеют право: обратившемуся лицу должен быть предоставлен компетентный ответ в положенный срок.

Жалоба в налоговую инспекцию в интернете

В настоящее время налогоплательщик может пожаловаться на нарушения своих прав прямо на сайте nalog.ru. Как это сделать?

  • В разделе услуг для физлиц нужно выбрать опцию “Подать жалобу”.
  • Затем авторизоваться через личный кабинет. Если его нет, значит нужно зарегистрироваться на сайте.
  • Отсутствие регистрации не помешает подать жалобу. Только нужно будет заполнить обращение по установленной форме и сообщить, каким образом будет осуществляться обратная связь (почта или электронный адрес).

Жалоба в налоговую инспекцию: образец

Жалоба в прокуратуру на налоговую

Суд или прокуратура – заключительный этап, когда жалоба налогоплательщика была не удовлетворена, несмотря на его обращения во всевозможные инстанции. Почему жалобу лучше подать в прокуратуру, а не в суд?

Жалобы на должностных лиц, занимающих должности в ОВД, УВД, ФСБ, ФНС, ОМСУ и прочих государственных органах власти, подаются именно в прокуратуру.

Правило подачи жалобы отвечает общим правилам подачи исковых заявлений.

Пример жалобы в прокуратуру на налоговую

Мы кричим, а нас не слышат…

Те, кто хоть раз в жизни обращался в налоговую, знают, что доказать свою правоту в ИНФС крайне трудно. Убивает то, что жалобы рассматривают долго. Тем более, если она будет проходить несколько инстанций: каждая имеет право задержать у себя заявление целый месяц. А за это время многое может случиться: организация может быть ликвидирована как юридическое лицо, несмотря даже на то, что поставила в известность налоговые органы о своём новом юридическом адресе. Многие юрлица жалуются на то, что их ликвидируют из-за непонятной путаницы с адресами безо всякой вины с их стороны.

По какой причине жалоба может быть проигнорирована

Но игнор со стороны налоговиков может быть обоснованным, поэтому если они молчат, нужно вначале подумать, нет ли каких-то упущений:

  • например, жалоба подана с опозданием;
  • суть претензии изложена непонятно и неграмотно;
  • лицо, подавшее обращение, не имеет на это право (представлять интересы налогоплательщика, например, может адвокат при заключении договора или доверенное лицо, которому поручено такое представительство).

Также задержка с ответом может быть по той причине, что жалоба передана по инстанции выше. Но в этом случае органы ФНС должны уведомить налогоплательщика.

Думайте, прежде чем жаловаться, и никого не бойтесь, если вы правы

Жалоба в налоговую инспекцию должна составляться обдуманно. Нередко налогоплательщик спешит, на разобравшись с законами, не зная как рассчитывается налог и т.д. В этом случае можно попасть в неловкую ситуацию, и только испортить отношения с ИНФС. И напротив, уверенность в юридической правомерности своих действий должна быть стимулом к устранению несправедливости. Вы точно знаете, что правы? Не бойтесь и смело подавайте жалобу на налоговую.

Если фундамент собственных знаний слабоват, не стесняйтесь обращаться к профессиональным юристам, которые помогут составить грамотный иск в суд или жалобу.

Оцените статью
Сайт о жилищном и гражданском законодательстве