Согласно Конституции нашей страны, Российская Федерация – социальное государство, главная задача которого – создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие граждан.
В части 1 статьи 40 Конституции России указано, что «каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища». Данная норма отражает, в первую очередь, гарантию стабильного пользованья жильем, которым человек владеет. То есть никого в России нельзя вынудить к жизни «на улице» или бродяжничеству.
Какие гарантии предоставляет государство
Реализация конституционного права на жилище предполагает гарантированные законом:
- возможность каждого гражданина быть обеспеченным постоянным жильем;
- возможность стабильного пользования имеющимся жилым помещением;
- неприкосновенность жилья от любых форм посягательств;
- права на улучшение жилищных условий,
- обеспечение здоровой и безопасной среды обитания в жилых помещениях.
Главный закон Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления и государственной власти должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для реализации каждым гражданином права на жилище.
Так, согласно статье 2 Жилищного кодекса РФ право на жилище обеспечивается за счет развития рынка недвижимости, применения бюджетных средств и других источников дохода для улучшения жилищных условий, предоставления жилья по договору социального найма, стимулирования возведения многоквартирных домов и сохранности жилищного фонда страны.
В то же время российская Конституция и ЖК РФ не устанавливают тот факт, что государство обязано обеспечить жильем всех граждан России. Граждане РФ за свои деньги или с помощью государственных субсидий могут покупать, арендовать, менять, строить жилье.
Исключением признаны только малоимущие и другие категории граждан, которые нуждаются в жилище. Для них государство предоставляет жилое помещение бесплатно или за умеренную плату по договору социального найма из жилищных фондов, согласно указанным в законе нормам.
Существенная гарантия реализации конституционного права на жилище – недопустимость любого лишения жилья. Это значит, что выселение человека из жилого помещения возможно лишь в судебном порядке или в случаях, установленных законом.
В то же время законные владельцы жилища наделены правом потребовать занимаемое ими жилое помещение из чужого незаконного владения, истребовать устранения любых нарушений их прав на жилище, даже если данные нарушения не связаны с лишением права собственности, пользования или владения.
Жилье – неотъемлемое социальное благо
Среди всех прав граждан России, описанных в Конституции РФ, право на жилище является одним из главенствующих. Оно определяется как неотъемлемое социальное благо, атрибут каждого цивилизованного общества, один из основных показателей благосостояния людей в любой стране.
Реализация данного права должна обеспечивать достойную жизнь человека, формировать его как личность, соответствовать его материальным и духовным потребностям, являться устойчивой базой для создания семьи и рождения нескольких детей.
В Международном пакте о социальных, экономических и культурных правах прописано, что государства признают право каждого человека на достойный жизненный уровень для него и его семьи. Понятие «достойный уровень жизни» включает достаточное питание, одежду и жилище, а также постоянное улучшение жизненных условий.
Лишь человек с достойными жилищными условиями способен эффективно трудиться, улучшать благосостояние своё и государства, быть востребованным членом общества.
После перехода Российской Федерации к рыночной экономике государство сделало основную ставку на удовлетворения потребности населения в жилье за счет их собственных финансовых накоплений.
Для реализации этой задачи жилищные законы в России предоставляют гражданам большое количество прав на покупку жилья в частную собственность без ограничения его размеров, площади, количества и стоимости.
Кроме того, жилищное законодательство РФ существенно расширило права на индивидуально-жилищное строительство, участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, создание товариществ застройщиков.
Так, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставление жилья в порядке очередности малоимущим гражданам является обязанностью органов местного самоуправления.
Однако данная обязанность почти не реализуется, поскольку строительство муниципального жилищного фонда социального использования за счёт средств местных бюджетов не ведётся. Главной причиной считается отсутствие достаточной финансовой базы у муниципалитетов. А россияне вынуждены много лет ждать получения комнат в общежитиях, домов и квартир.
Перспектива развития права на «жилище»
Исследование большого количества решений Конституционного Суда РФ (КСРФ) по свободе передвижения позволяет сделать вывод, что КС РФ связывает напрямую реализацию права на жилище с правом выбора места жительства.
Так, в своих решениях КС РФ указывает, что существует прямая связь и взаимообусловленность свободы выбора места пребывания и жительства и другого права, неотчуждаемого и принадлежащего каждому от рождения, – права на жилище, которое предполагает свободу в выборе жилого помещения для постоянного или преимущественного проживания.
На территории России с давних времен проживают народы с разными образами жизни, включающими и различное понимание места жительства, жилища и жилого помещения.
Многие народы ведут кочевой образ жизни и постоянно переезжают с одного места на другое, применяя в качестве дома чумы, яранги, кибитки и т.д., которые не соответствуют требованиям жилищного законодательства РФ.
В соответствии с ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» установлен правовой режим территорий традиционного природопользования: поселения, в том числе имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стойбища, стационарные жилища, стоянки охотников, оленеводов, рыболовов.
Правительство России распорядилось установить в субъектах РФ перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и определить в перечне видов традиционной хозяйственной деятельности последних строительство национальных традиционных жилищ и других построек, необходимых для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности.
Так, граждане в качестве жилища могут использовать не только жилые помещения, но и кибитки, чумы, яранги, передвижные (переносные) жилища, которые могут быть установлены на определенной территории.
При выборе места жительства граждане определяют конкретное место на определенной территории в пределах Российской Федерации, у которого есть адресно-географические координаты, где будет находиться его жилище (дом, квартира или иной вид жилища).
Таким образом, необходимо кардинальным образом менять в России понимание права на жилище, восприятие которого не изменилось с советской эпохи. Для пересмотра данного понятия нужно обратиться к источникам дореволюционного российского права, раннего советского права, взять во внимание практику Европейского Суда по правам человека, поскольку его решения отражают эволюцию права на жилище в многих развитых государствах.
Российское дореволюционное и советское право послереволюционного периода не интерпретирует жилище с положительным правом гражданина. Европейский Суд по правам человека также не связывает категорию «жилище» только с жилым помещением, не отождествляет его как позитивное социальное право, влекущее обязательные социальные гарантии от государства.
Вопрос приобретения жилища в РФ, как и в большинстве других стран, исторически был заботой самого человека. В СССР право на жилище приобрело характер исключительно позитивного права и стало зависеть от государства. Государство обязано уважать право гражданина на выбранное им жилище в избранном им месте жительства.
В случае добровольного и сознательного избрания жилища, которое не отвечает установленным требованиям жилого помещения (например, трейлер на собственном земельном участке), государство не обязано гарантировать социальные права по улучшению жилищных условий.
В случае оборудования жилища в месте жительства без законных оснований (на свалке и т.д.) государство вправе в законодательно установленном порядке добиваться выселения граждан из таких жилищ. Вместе с тем государство в определенных случаях имеет позитивные социальные обязанности по предоставлению жилья или по содействию в его приобретении.
Конечно, право на жилище является многогранным. Граждане, органы государственной власти и местного самоуправления ежедневно сталкиваются с трудностями и проблемами, связанными с его реализацией. Поэтому только последовательное и целеустремленное их решение может являться залогом успеха и основой для обеспечения достойной жизнь каждого человека.