Согласно закону об ипотеке, все сделки с недвижимостью должны пройти обязательную государственную регистрацию через занесение записи в ЕГРП. Регистрация договора ипотеки осуществляется по месту нахождения жилья, являющегося объектом ипотеки. В настоящее время законодательством не предусмотрено обязательное нотариальное заверение договора об ипотеке. Соглашение может быть заключено в обычной письменной форме. Однако по желанию и сторон ипотеку можно удостоверить и нотариально.
Государственная регистрация договора ипотеки осуществляется одновременно с регистрацией прав собственности того лица, чьи права обременяются ипотечным кредитом. Некоторые кредитные организации берут на себя хлопоты по регистрации ипотечного соглашения, закладной и договора купли-продажи. Договор об ипотеке вступает в силу именно с того момента, как прошел государственную регистрацию. Таким образом, ипотечный договор, не прошедший госрегистрацию, считается недействительным.
Какие документы нужны для регистрации ипотеки?
В органы государственной регистрации сторона или стороны должны прийти с определенным пакетом документов. Оригиналы представляемых документов возвращаются владельцу. А все копии должны быть засвидетельствованы нотариально или заверены органом, который выдал документы. Независимо от того, физическое или юридическое лицо подают документы на регистрацию ипотеки, их перечень состоит из такого пакета бумаг:
- заявление о регистрации договора от имени залогодателя (банк или физическое лицо)
- документы, подтверждающие оплату регистрационной сделки
- заявление о выдаче свидетельства о регистрации ипотеки от имени заемщика
- доверенность на имя залогодателя на совершение регистрационных действий, получение свидетельства и экземпляров контракта
- свидетельство о праве залогодателя на объект имущества, передаваемого в залог
- технический паспорт БТИ и поэтажный план с экспликацией давностью не более пяти лет
- кадастровый план земельного участка, если объект залога – дом или участок земли
- согласие, заверенное нотариально, арендодателя земельного участка на залог имущества
- договор об ипотеке и его копия, засвидетельствованная у нотариуса
- копия кредитного договора.
Ипотечный банк также представляет все необходимые документы для регистрации ипотечного договора.
Если документы на регистрацию ипотеки подают физические лица (залогодатель и залогодержатель), необходима нотариально удостоверенная доверенность от юридического лица, если залогодателем является юридическое лицо.
Отметим, что в случае включения ипотечного соглашения в любой другой договор, который содержит ипотечное обременение, в отношении госрегистрации данного договора требуется соблюсти требования, установленные в соглашении об ипотеке. При включении условий залога недвижимости в кредитный договор, данное соглашение также необходимо обязательно подложить государственной регистрации.
Таким образом, государственной регистрации подлежат: договор ипотеки недвижимости или земельного имущества, договор купли-продажи, закладная, право собственности заемщика ипотечного кредита на недвижимость и обременение этой недвижимости залогом.
Стоимость и сроки регистрации ипотечного договора
Как правило, расходы за уплату сборов, таких как госпошлина и иные, по государственной регистрации договора ипотеки, внесению дополнений или изменений в регистрационную запись возложены на заемщика, Однако некоторые банки, как было указано выше, берут все расходы за регистрацию ипотеки на себя, если соглашением между ним и заемщиком не установлено иное.
На сегодняшний день госпошлина за регистрацию ипотеки составляет:
- Для физических лиц – 1000 рублей (30 дней)
- Для юридических лиц – 4000 рублей (30 дней)
Однако стоимость может варьироваться, в зависимости сроков государственной регистрации – срочная регистрация обойдется дороже.
Обычно банк в полной мере устраивает официальный срок госрегистрации – 30 дней, но если стороны настаивают на срочной регистрации, то за определенную сумму процесс регистрации договора ипотеки может быть ускорен. Так, за срок в 5 дней госпошлина за регистрацию соглашения ипотеки квартиры составит порядка 10 000 рублей.
Законодательством также установлен срок регистрации договора купли-продажи недвижимости – 5 дней, регистрация ипотеки земельных участков, нежилых помещений, других сооружений и зданий составит около 15 дней. А снятие ипотеки, то есть погашение ипотечного кредита, займет всего лишь 3 рабочих дня.
Если вы обратитесь в специальные агентства по оформлению регистрации или этим делом займется ваш риелтор, то стоимость услугу заметно возрастет. Зато вы избавитесь от лишней головной боли!