Земля может быть изъята и зарезервирована государством

Земельный кодекс РФ в ст. 70.1 четко определяет, в каких случаях земля, находящаяся в собственности или пользовании граждан и организаций либо в собственности государства и муниципальных образований, может быть изъята и зарезервирована. Краткий смысл закона в том, что земли могут быть помещены в резерв на три или два года (этот срок распространяется лишь на наделы, зарезервированные до первого апреля 2015 г.):

  • если представляют большую стратегическую, оборонную, экономическую важность для государства;
  • на ней находятся значимые линейные инженерные объекты и сооружения;
  • земли расположены в природных охраняемых или особых экономических зонах.

Рассмотрим подробнее, как происходит резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, и какие основания для этого должны быть.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Зарезервированы могут земли как находящиеся у собственников (физических и юридических лиц), так и те, которые являются государственной или муниципальной собственностью и ещё никому не предоставлены.

Основания для изъятия земель у населения

Основания для изъятия уже предоставленных гражданам и юрлицам земельных наделов определяются ст. 49 Земельного кодекса. Это:

  • Выполнение Россией международных обязательств, взятых на себя по договору.
  • Строительство либо реконструкция объектов, имеющих государственное, региональное или местное значение (при отсутствии иных вариантов решения проблемы):
    • объекты энергетической и атомной промышленности;
    • оборонные и служащие для повышения безопасности объекты (сюда входят также линейные объекты, сооружения, линии связи и коммуникации, проложенные вдоль линий границ);
    • объекты космической отрасли;
    • транспортные объекты;
    • железная дорога со всей её инфраструктурой;
    • автомобильные дороги;
    • объекты связи, системы газо-, электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения и другие линейные объекты государственного, регионального или местного значения;
  • Иные законные основания.

Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности

Изъяты могут быть не только уже распределенные земельные участки, но и те, которые находятся в государственных и муниципальных фондах. Основания такие же, как и в статье 49 ЗК РФ, но добавляются ещё:

  • строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
  • создание природных охраняемых зон, водохранилищ и водоемов;
  • создание особых экономических зон (ОЭЗ) и объектов инфраструктуры, предназначенных для обустройства, оснащения техникой и другими материальными ресурсами ОЭЗ и территории, прилегающие к ним;
  • разработка и использование недр.

Порядок и сроки резервирования земель

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд допускается:

  • в установленных по технических планам границах размещения объектов, имеющих федеральное/региональное/местное значение;
  • в пределах заявленной территории, которая будет зарезервирована по решению высших исполнительных и распорядительных органов РФ, субъекта Федерации, муниципальных образований для создания ОЭЗ;
  • в пределах других территорий, в которых нуждается государство или муниципальное образованием.

Земли могут быть зарезервированы государством или муниципальными органами для собственных нужд сроком не более, чем на 3 года. При этом ограничение срока резервирования не касается земель, зарезервированных до первого апреля 2015 г. Земли, предназначенные для создания особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ) могут быть зарезервированы на срок не более, чем два года.

Законом (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допускается резервирование земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, которая не была предоставлена физическим и юридическим лицам, сроком до 20 лет. Это возможно при строительстве или реконструкции крупных транспортных объектов (железных и автомобильных дорог, морских и речных портов, причалов аэропортов, вокзалов, метро, судоремонтных заводов, плавучих доков, пассажирских комплексов и т.д.) федерального, регионального, муниципального и местного значения.

Таким образом изъять и зарезервировать землю уже находящуюся населения на срок более, чем 3 года, государство не может (если резервирование состоялось после 1.04.2015 г.).

Что такое свободная экономическая зона

Правила создания ОЭЗ установлены Федеральным законом N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.

По решению правительства РФ или местных региональных органов на части территории может быть образована зона с особым режимом: на неё распространяются правила свободной таможенной торговли и возможно осуществление предпринимательской деятельности.

Несколько подобных ОЭЗ могут объединяться по характеру деятельности в единое свободную экономическую зону – кластер, и управляться одной УК.

В роли управляющей компании (УК), участвующей в создании и управлении ОЭЗ, могут выступать:

  • открытое акционерное общество (ОАО), полностью контролируемое государством (100% акций ОАО принадлежат ему);
  • коммерческая хозяйственная организация, сотрудничающая с ОАО и заключившая договор с правительством РФ о совместном управлении ОЭЗ (ст. 2 закона N 116-ФЗ).

Цели создания ОЭЗ

ОЭЗ создаются с целями:

  • развития обрабатывающей промышленности и высоких технологий;
  • строительство транспортных объектов и создание инфраструктуры, с ними связанной;
  • развитие санаторно-курортного бизнеса и туризма;
  • производство новой продукции (ст. 3).

Типы ОЭЗ

В связи с родом деятельности свободные экономические зоны можно разделить на такие типы:

  • промышленно-производственные;
  • туристические рекреационные;
  • технико-внедренческие;
  • портовые (ст. 4).

Объединить между собой в кластер можно ОЭЗ одного типа или различных типов по решению правительства РФ.

Требования к земельным наделам под ОЭЗ

  • Промышленно-производственные ОЭЗ могут быть созданы на территории, площадь которой не превышает 40 км2.
  • Технико-внедренческие – на земельных участках не более 4 км2.
  • Создание туристических рекреационных зон возможно на одном или нескольких земельных участках (Основание: федеральный законы N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
  • Портовые ОЭЗ можно создавать на территориях, не превышающих 50 км2, прилегающих к портам (морским, речным, аэропортам) международного значения, на землях промышленной и транспортной категории, которые предназначены для строительства объектов портовой инфраструктуры. Они могут включать в себя часть акваторий и территорий портов. В их пределах возможно нахождение объектов инфраструктуры, кроме имущественных комплексов (зданий морских, речных и аэровокзалов), осуществляющих обслуживание пассажиров, их посадку и высадку.
  • ОЭЗ может занимать территорию одного или нескольких муниципальных образований или субъектов РФ. Превышение допустимой площади территории ОЭЗ разрешается только при соответствующем правительственном постановлении.

Запрещается в особых экономических зонах:

  • размещение ОЭЗ в зонах территориального развития мун. образований;
  • строительство жилых помещений (за исключением туристических рекреационных зон);
  • разработка недр и добыча полезных ископаемых (кроме природной минеральной воды);
  • производство (либо переработка) алкогольной, табачной продукции, бензина, различных видов топлива, масел и других подакцизных товаров (кроме легкового автомобильного транспорта и мотоциклов).

Правительство РФ вправе дополнять список ограничений деятельности в ОЭЗ по своему усмотрению. Разрешать или запрещать определенные виды деятельности в свободных экономических зонах Таможенного Союза имеет право комиссия ТС.

Заключение

Подытожим:

  • Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд – факт, доказывающий, что в конечном счёте земле принадлежит государству. Если в интересах государственных органов, субъектов, муниципальных образований будет создание стратегически важных, оборонных, инженерных, транспортных объектов на землях, принадлежащих населению, то данные земельные участки могут быть изъяты из пользования и зарезервированы на определенный или неопределенный срок (определен до 3 лет при резервировании после 1.04.2015 г.).
  • Резервирование земель для создания особых экономических зон, заповедников, социально значимых объектов, разработки недр должно вестись из земель, принадлежащих не гражданам, а государственным и муниципальным фондам.
  • Срок резервирования земель под особые экономические зоны обозначен законом до 2 лет, однако если в ОЭЗ планируется создание или реконструкция транспортных объектов, то срок может быть увеличен до 20 лет.

Особые экономические зоны предназначены для осуществления коммерческих проектов. Однако резервирование земель под них не должно происходить в ущерб территориальному развитию регионов страны.

Оцените статью
Сайт о жилищном и гражданском законодательстве