Сколько можно тянуть с законом о коллекторах?

Банки порой начинают бороться со своими должниками через третьи лица, поручая им взыскание долга либо и вовсе продавая им свои права кредитора. Организации, занимающиеся выбиванием долга, называются коллекторскими агентствами. Это -частные организации, фактически не наделенные правом прямого взыскания долга, но имеющие право содействовать этому процессу.

коллекторы
Коллекторские агентства — частные организации, занимающие взысканием задолженностей по кредитам. Деятельность коллекторов не регулируется государственными законами.

Коллекторы и их роль во взыскании долга

К сожалению, в законодательстве до сих пор не принят закон о коллекторах, а есть лишь законопроект о действиях по взысканию просроченного долга с физического лица, идея о котором зародилась еще 10 лет назад. В ноябре 2014 г Президент России Путин, в ответ на жалобы и возмущения людей, высказался о необходимости ускорить разработку закона, регулирующего деятельность коллекторов. Законодатели зашевелились вновь и летом 2015 г. разработали версию проекта с поправками. Но воз и ныне там — в октябре законопроект вновь был зарублен из-за каких-то юридических оплошностей.

закон о коллекторах
Законопроект опять не прошел…
Отсутствие твердо регламентированных прав и обязанностей коллекторов приводит до сих пор к совершенно вопиющим порой, подсудным фактам давления их на должников.

Чаще всего ссылаются на Ст. 15 Закона о потребительском кредите, где содержится право кредитора взаимодействовать со своими заемщиками. К ипотечному кредиту этот закон не имеет отношения, однако способы взыскания ипотечного долга предусматривают, кроме судебного процесса по ведению процедуры банкротства, и такие предварительные шаги, как досудебное взаимодействие с банком.

Под досудебным взаимодействием подразумевается выработка совместного решения с заемщиком, облегчающую ему задачу погашения задолженности, как то:

  • отсрочка платежа;
  • реструктуризация с рассрочкой долга и т. д.

Однако некоторые банки порой слишком буквально принимают «взаимодействие», и не церемонясь с клиентами (так как вослед все равно придут новые), предпочитают после небольшой даже просрочки сразу обращаться к коллекторам.

Как работают коллекторы банка

Большинство уважающих себя банков предпочитают сами разбираться с должниками, либо же через суд.

В самом банке также имеются сотрудники, которых можно фактически назвать коллекторами, так как вся их деятельность связано с обзвоном многочисленных клиентов. Крупные банки имеют свои Call -центры за пределами банка и даже в других странах, в которых сидят сотни работников. Это могут быть как опытные кадры, так и новички, ранее работающие в другой сфере.

колл-центр
Колл-центр «Альфа-Банка»
В банковском Call-центре строгая иерархия: всех должников делят на две группы: ранние и поздние задолженности.

Группа ранней задолженности подразделяется на пять отделений, каждое из которых имеет свои инструкции и правила ведения разговоров:

  • В первом отделении с задолженностями до одного месяца должнику просто вежливо напоминают о долге, интересуются причиной неуплаты и перезванивают еще три раза через каждые 10 дней. Лучше честно сразу рассказать о причинах просрочки, чем отделываться отговорками: забыл, был в отъезде, заболел и т. д.
  • Если должник в течение второго месяца так и не заплатил, его передают дальше к сотрудникам второго отделения, в скриптах которых прописано:
    • рассказать о величине штрафных санкциях за просрочку;
    • напомнить о возможной испорченной кредитной истории.
  • В последнем пятом отделении (срок задолженности 5 месяцев) должника объявляют неблагонадежным клиентом и просят досрочно возвратить кредит, согласно договору. Обычно в этом месте должник «раскалывается» и признается, что потерял работу и денег у него нет…
  • Понимая, что возврат кредита невозможен, банк может предложить должнику заплатить 20% суммы единовременно, а далее оформить рассрочку.

С клиентами второй группы с поздней задолженностью полгода и более банк уже должен принять какие-то радикальные решения:

Банк заинтересован до последнего вести переговоры с заемщиком, которому может быть предложен еще один выход — реструктуризация долга. Но должники позднего периода как правило уклоняются от разговоров, перекладывая их на родных, либо вообще исчезают. Родные редко расплачиваются по долгам, поэтому банк, убедившись в том, что иного выхода нет, обращается в суд.

По мере роста срока задолженности тон разговора постепенно переходит от вежливого к холодно-вежливому, затем к металлически-твердому и далее к жесткому. Но сотрудник банка при этом всегда сохраняет спокойствие, не допускает оскорблений, угроз и давления — он лишь констатирует факты, не вступая в споры с клиентами. Выход из себя, оскорбление, разговор на повышенных тонах — все это карается штрафами и лишением премии.

Спорить и доказывать что-либо звонящему сотруднику банка бесполезно — он всего лишь выполняет инструкцию, это равнозначно спору с роботом. Лучше спокойно объяснить свою ситуацию и прийти в банк.

коллекторы банка
У коллекторов банка строгая иерархия должников с разделением их на группы, с дифференцированным подходом, обозначенным в инструкциях.

Права банка по взысканию долга

Банк имеет полное право требовать возврат долга — в этом он не нарушает ни кредитный договор, ни законодательство.

Коллекторская деятельность банка ограничивается в основном звонками и предупреждениями своему заемщику.

Сотрудник банка может прийти домой к заемщику, но лишь для напоминания о долге, предложениях отсрочки или реструктуризации, а не для оценки имущества, запугивания, давления и других целях.

Обращение в суд или к профессиональным взыскателям (коллекторам) — крайняя банковская мера, после того как иных методов решения вопроса не осталось.

По законопроекту о коллекторах:

  1. Банк имеет право обратиться к услугам профвзыскателя с предоставлением возможности открытия им специальных счетов, куда будут переводиться выплаты заемщика или третьих лиц по задолженности, с последующим перечислением их на счет кредитора с вычетом комиссионного вознаграждения коллектору.
  2. Банк имеет право уступить свои права кредитора профвзыскателю, заключив с ним письменный договор и письменно уведомив об этом заемщика -должника.

Права профессиональных коллекторов (профвзыскателей)

По законопроекту коллекторы имеют право на взаимодействие с должником посредством:

  • личной встречи;
  • телефонных звонков или СМС;
  • почтовых и электронных писем на домашний или рабочий адрес;
  • других способов контакта, разрешенных Федеральным законом.

Прийти коллектор имеет право не только домой, но и на работу.

Все переговоры между заемщиком и коллектором должны касаться только долга:

  • Коллектор имеет право предупредить заемщика о формальных последствиях невозврата задолженности: штрафе, начислении пени за просроченный платежа, делопроизводстве в суде и т. д.
  • Также он может подсказать как банковский поручитель по взысканию задолженности иные пути, смягчающие кредитные условия: отсрочку, реструктуризацию, рассрочку долга.

Права коллектора не больше прав банка по взысканию просроченных платежей.

Однако коллекторы «перегибают палку», пользуясь тем, что закона о коллекторах нет, а законопроект юридической силы пока не имеет.

Нарушения коллекторов

В любом случае, есть ли закон или нет, преступлением можно считать следующие действия коллекторов:

  • угрозы заемщику и давление на него;
  • шантаж здоровьем и жизнью родных людей;
  • унижение и оскорбление;
  • распространение слухов о долгах человека повсюду напрямую или путем листовок, надписей в подъездах и прочих методов.
    нарушения коллекторов
    Часто коллекторы поступают как неразумные подростки, оставляя «позорные» надписи в подъездах.

Собрав улики, записав все разговоры, должник спокойно может обращаться в суд. Хотя угрозы коллекторов пустые, нередко их действия наносят вред психическому здоровью заемщика и его семье.

За нанесение ущерба здоровью должника или членов его семьи коллектор может получить реальный срок или заплатить такую компенсацию в суде, которая окажется больше задолженности заемщика.

Коллекторам по законопроекту запрещается:

  1. Повреждать имущество должника или угрожать подобным действием;
  2. Не представляться по просьбе должника, с предъявлением договора и документов, подтверждающих личность коллектора;
  3. Звонить должнику после 22 часов до 8 утра в будни и с 20ч. до 9ч — в выходные;
  4. Проявлять назойливость слишком частыми звонками (чаще одного раза в день и 3-х — в неделю, 10 — в месяц);
  5. Намеренно искажать информацию о размере задолженности;
  6. Взаимодействовать по задолженности с несовершеннолетними и людьми, старше 70 лет;
  7. Обращаться по поводу долга к инвалидам первой группы, больным людям, беременным женщинам.

По новому непринятому законопроекту должник имеет право отказаться от взаимодействия с коллектором, уведомив его организацию об этом, после чего коллектор не может уже досаждать ему назойливыми звонками или встречами: допустимые контакты — почта (простая и электронная) и СМС.

Где же закон?..

Непонятно, почему так долго разрабатывается законопроект, в котором сделана попытка защитить должников от самоуправства коллекторов и который вовсе не так уж плох.

И не лучше иметь хоть какой-то закон, чем вообще никакого? На что полагаться людям, которые бояться дать отпор откровенным преступникам, потому что в законе не описаны такого рода преступления?

Как-то нелогично — закона-регулятора о коллекторской деятельности нет, а сами коллекторы есть.

Почему тогда не запретят их деятельность вообще до принятия закона?

Остается надеяться, что Закон о коллекторах наконец-то будет введен, внеся ясность в деятельность профессиональных взыскателей, и таких вопиющих случаев, о которых рассказано в этом видео, больше не будет.

Видео: Об угрозах коллекторов

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: