О самом последнем документе в жизни человека

Смерть – это конечное состояние любого человека. Она, как и рождение, подлежит государственной регистрации. В 18 веке сведения о рождении и смерти записывались в метрических книгах (отсюда и пошло ещё одно название документа, констатирующего вечное успокоение – метрика). Сегодня записью актов гражданского состояния занимаются органы ЗАГС. Законодательная база регистрации – постановление правительства РФ N 143 Об актах гражданского состояния от 15 ноября 1997 г. Свидетельство о смерти необходимо не только для констатации самого факта перехода в мир иной. Это юридический документ, оформляемый на специальном бланке стандартной формы с гербовой печатью, необходимый для оформления опекунства, наследства и других гражданских прав. В этой статье рассмотрим:

  • где родные умершего получают свидетельство о смерти;
  • что должен содержать данный документ;
  • как получить свидетельство о смерти родственника.

Свидетельство о смерти: как оформить и где получить

Основания для регистрации смерти

Основанием для регистрации кончины являются следующие документы (ст. 64 постановления N 143):

  • выданные учреждением или врачом, удостоверившим факт смерти;
  • если смерть или гибель человека произошли в экспедиции в Антарктиде, допускаются документы, выданные уполномоченными лицами (ФЗ N 50 О регулировании деятельности в Антарктиде);
  • выданные органами, занимающимися делами репрессированных и их реабилитацией.

Подтверждающие документы должны быть составлены по установленной форме. При их отсутствии родственники умершего не смогут забрать покойного из морга и оформить свидетельство о смерти.

Где можно получить свидетельство о смерти

  • Получение свидетельства о смерти происходит непосредственно на месте госрегистрации этого факта. Зарегистрировать печальное событие можно:
    • в местном отделении ЗАГСа по последнему месту проживания умершего;
    • месту его смерти;
    • месту, где было обнаружено тело;
    • месту нахождения учреждения, выдавшего справку о кончине.
  • Если гибель человека наступила где-то в пути на транспортном средстве (поезд, судно, самолёт и др.), то регистрация возможна отделом ЗАГСа, находящимся на маршруте следования умершего – там, где он был снят с поезда.
  • При наступлении кончины в отдалённой местности, на северном или южном полюсе, в экспедиции, регистрация производится ближайшим на географической карте ЗАГСом (ст. 65 ФЗ 143)

Кто должен заявить о смерти

Заявление о кончине (устное или письменное) производится следующими лицами (ст. 66):

  • ближайшими родственниками (супругом или супругой, детьми), другими родными или любыми лицами, которые присутствовали при смерти или были о ней проинформированы каким-то образом;
  • медицинским учреждением, домом или интернатом для престарелых и другими организациями социальной защиты;
  • пенитенциарным учреждением, где наступила гибель;
  • ОВД, который привёл в исполнение смертный приговор;
  • следственными органами при обнаружении тела, личность которого не установлена;
  • командиром в/ч, если гибель военнослужащего наступила в армии.

Заявить о смерти необходимо не позднее трёх суток с момента её наступления или обнаружения тела или останков покойного.

В 2011 г в ФЗ был добавлен ещё один пункт (на основании 169 – ФЗ от 1 июля 2011 г), касающийся заявления о смерти репрессированных. При поступлении такого заявления отдел ЗАГСа должен сделать запрос у соответствующих компетентных органов, занимающихся реабилитацией репрессированных, в случае если:

  • заявитель не представил свидетельства о регистрации кончины;
  • смерть репрессированного раньше не регистрировалась.

Что содержит запись акта о смерти

В записи актов гражданского состояния после кончины человека вносятся следующие данные (ст. 67):

  • Подробные сведения об умершем: ФИО, дата и место рождения, пол, последнее место проживания, национальность (если она указана в паспорте или ином документе), дата и место успокоения.
  • Причина смерти (на основании подтверждающего документа – таким может быть, например, медицинское свидетельство, составленное по форме N106/y-08).
  • Реквизиты документа, подтверждающего факт кончины.
  • ФИО и место жительства лица, заявившего о смерти или сведения о юридическом лице (название и адрес), которое сделало заявление.
  • Номер и серия свидетельства о кончине.
  • ФИО лица, которому выдаётся данное св-во.

Если лицо признаётся умершим по решению суда, то датой смерти официально считается дата вступления в силу судебного постановления о признании человека умершим. Она и вносится в запись актов в ЗАГСе.

Содержание свидетельства о смерти

В свидетельство должны быть указаны:

  • ФИО, дата и место рождения умершего, сведения о гражданстве, дата и место кончины;
  • дата и номер составления акта о кончине;
  • наименование органа ЗАГСа, где была проведена госрегистрациия смерти;
  • дата выдачи свидетельства.

Какие документы нужны для выдачи свидетельства о смерти

Чтобы получить метрику о кончине родного человека, необходимо в ЗАГС подать следующие документы:

  • паспорта покойного и обратившегося для получения метрики лица;
  • основание для регистрации кончины (документ о смерти стандартной формы).

Выдача свидетельства о кончине происходит бесплатно.

Как получить свидетельство о смерти новорождённого

Увы, дети иногда умирают при родах или в первые дни своей жизни. Законодательством, а точнее – ст. 20 ФЗ N 143, предусмотрены и такие случаи.

Кончина при родах называется перинатальный. Если ребёнок рождается мертвым, государство регистрирует этот факт на основании документа стандартной формы о перинатальной смерти в момент рождения. При этом свидетельство о самом рождении не выдаётся.

Госрегистрация и рождения, и смерти производится только в том случае, если новорожденный умер в течение первых семи дней жизни. Родители в этом случае могут обратиться в органы ЗАГС на основании действующего закона и поправок, внесённых ФЗ N 241, с просьбой выдать им свидетельство о рождении ребёнка по установленному образцу.

  • Заявить о смерти в органы, регистрирующие записи актов гражданского состояния, должно медицинское учреждение, где происходили роды или частный врач, если женщина рожала не в роддоме.
  • С момента рождения мертвого ребёнка или его смерти в течение первой недели жизни до заявления об этих событиях должно пройти не более трёх дней.

А теперь рассмотрим некоторые особенности выдачи свидетельства о смерти.

Частые вопросы, возникающие при кончине родных

Метрика и медицинское свидетельство – это одно и то же?

Нет, это два разных документа.

Метрика о кончине выдаётся государственными органами, и она имеет юридическую силу. Этот документ нужен для оформления ритуальных услуг, завещания, пособий и т.д. Свидетельство печатается на бланке определенного формата (А4) с водяными знаками и гербовой печатью.

На фото ниже можно увидеть свидетельство о смерти с печатью образца 2017 – 2018 г.

Медицинское свидетельство – документальное подтверждение смерти, выданное медучреждением, в котором умер больной, или частным врачом. Оно должно иметь круглую печать медучреждения и личную печать врача.

Для его выдачи необходимо предоставить дополнительно медицинскую карту больного и страховой полис.

Если точная причина смерти не установлена, то может быть выдано предварительное медицинское св – во, которое через 45 дней заменяется новым, по результатам проведённого медицинского исследования.

Как получить справку о смерти?

Есть разные справки – по форме 33 и 34.

Справка о смерти (форма 33) бесплатно выдаётся родственникам для получения погребального пособия.

Взять её можно в ЗАГСе по месту:

  • нахождения медучреждения, зафиксировавшего смерть;
  • последнего проживания;
  • непосредственно смерти.

Выдача справки происходит на основании:

  • паспортов заявителя и покойного;
  • медицинского св- ва о кончине.

Справка о смерти по форме 34 берётся из архива:

  • в ней не указана дата рождения и причина смерти;
  • архивная справка стоит в пределах 100 руб.

Дубликат метрики

Если свидетельство о смерти потеряно, можно получить дубликат. Оформление и выдача дубликата происходит в том же отделении ЗАГСа, где был выдан оригинал, в течение 30 дней с момента обращения лица. Выплачивается госпошлина в размере 200 руб.

Копия св-ва о кончине имеет такую же юридическую силу, как и оригинал.

Как быть, если в метрике о смерти ошибки

Документ с ошибками ничтожен, поэтому в него придётся вносить коррективы. Надо будет написать заявление в ЗАГС, выдавший св-во о кончине, и предоставить оригинал документа, который надлежит изменить, уплатив при этом пошлину 400 руб. Изменения будут внесены в течение 30 дней.

Чтобы не тратить своё время и деньги на исправление ошибок, лучше сразу обратить внимание:

  • правильно ли оформлено свидетельство о смерти;
  • нет ли ошибок в написании фамилий и дат;
  • есть ли печати и подписи должностных лиц.

Итак, мы разобрались с тем, где выдают свидетельство о смерти и как оно оформляется.

Оцените статью
Сайт о жилищном и гражданском законодательстве